КАТЕХИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА. ВВЕДЕНИЕ



В конце июня та часть российских психоаналитиков, теоретическая подготовка и профессиональный тренинг которых производны от питерского проекта, запущенного и развивавшегося в том числе и при моем участии, собирается на очередную свою Летнюю Школу.
Посвящена она будет анализу экуменических тенденций в современном психоанализе, рассматриваемом как конфессия, т.е. как ритуально организованное вероучение. Эта тема мне настолько близка и интересна, что я решил поучаствовать в этих школьных мероприятиях и поделиться со «школярами» своими «размышлениями по поводу».
Не упущу случая в который раз поблагодарить Сергея Авакумова за предоставленную им возможность подумать и поговорить на такую значимую для всего психоанализа (а уж тем более - российского) тему.

Текст своего доклада - «Катехизис психоанализа: насущные вопросы о вере и неверии» - я, как обычно, выложу здесь, в своей ФБ-ленте, и отвечу здесь же на все ваши вопросы и замечания. По возвращению в Россию я практикую именно такой способ «докладывания» и профессиональной полемики, поскольку на конференциях и школах о чем-то рассказать и что-то обсудить просто нереально. Да и организуются они не для этого, а для неформального общения в изменённом состоянии сознания. ;)

Не думаю также, что сами участники нынешней Школы будут активны в этом, мною инициированном, сетевом обсуждении. Им сегодня не до метапсихоаналитических и теологических дискуссий; они едут в Петербург с иными целями - на Чрезвычайную Ассамблею, где будут решать судьбу своей организации. Хотя им, полагаю, и в этом деле не помешали бы рассуждения о том, скажем, какую роль динамика «отцеубийства» играет в трансформации любой конфессии из секты в Церковь. Ту самую «светскую Церковь», образ и социальную миссию которой Фрейд полагал идеальными для психоанализа.

Но этих «официальных психоаналитиков», интересующихся ныне лишь статусами и методиками, не так уж и много среди моих друзей и подписчиков. Гораздо больше тех, кому как раз интересны и смысл, и миссия нашего родного психоанализа. Данное определение, часто мною к психоанализы применяемое, не есть просто красивое и доброе слово. Ведь войдя в психоанализ, в нем рождаешься сызнова, обретая новую Родину и новых Родственников.
Вот для них-то я сегодня и начинаю выкладывать серию «размышлизмов» - кратких заметок и мыслей, которые не влезают в упомянутый доклад, но рождаются по ходу его подготовки. И куда-то их нужно деть... Так почему бы нам вместе о них не подумать?...
По форме это будет все тот же Катехизис - набор вопросов и ответов. О вере и неверии, о грехе и искуплении, о любви и страдании... Ответов, производных от откровения, полученного в мире снов никому не известным (а ныне - известным всему миру) венским врачом и сделавшего его Пророком.
Короче - о психоанализе как вероучении и культе Бессознательного.


N. B. Далее в своих рассуждениях, вопросах и ответах я, как обычно, стану употреблять аббревиатуру БСЗ для обозначения того Божества, по отношению к воле которого психоанализ выстраивает свои толкования и ритуалы. И не только потому, что по итогам постреволюционной реформы русского языка в именование нашего Бога проник кощунственный элемент бесовщины. Термин «бессознательное» просто не подходит для имени Божества в силу его, этого термина, пустоты и его негативизма. Говорить о БСЗ-ом - значит говорить о чем-то не осознаваемом нами; и это значит не говорить о нем ничего. Это некое замещающее слово, при помощи которого мы говорим о запретном, удерживаясь на границе нуминозности (это как в русской тотемной традиции говорить о живом воплощении тотема «медведь», т.е. «ведающий мёд», не произнося сакрального имени Божества). И потому в тех разговорах, которые мы с вами тут начинаем, разговорах жрецов (своего рода - современных авгуров), причастных тайнам и переживших в той или иной мере этот нуминозный опыт, мы вместо замещающего слова будем употреблять вот это сочетание букв - БСЗ.
Есть, правда, еще одно хорошее имя, предложенное самим Фрейдом - ID, т.е. Оно, Нечто, Что-то... Но это имя наш Пророк дал лишь одной из ипостасей нашего триединого Божества. И мы к нему ещё вернёмся, когда попробуем проговорить мистику психоаналитической Троицы.
Владимир, вы пишите важные вещи, но вот мне кажется нельзя вот так проводить параллели, потому что в психоанализе нет таинств, нет самого главного таинства - Причащения Христовых Таин. И в этом ограниченность этого детализирующего (как обозначила моя супервизор) метода. Он может быть хорошим дополняющим инструментом к Исповеди и покаянию (называнию словом, говорению). Но именно Причастие устраняет корень греха.. Статья очень важная, но вызывает сопротивлене такое уравнивание. К тому же Православие само по себе очень терапевтичною Здесь и рамки (сеттинг) в виде утреннего и вечернего молитвенных правил, ежевоскресной Литургии. Здесь также есть таинство исповеди, в котором важно говорить и слово есть путь к освобождению от греха (осознанию). Но здесь есть таиство Причащения. Да, можно всю жизнь так и не Причаститься причащаясь. А можно Причаститься, причастившись всего два раза за всю жизнь, как мария Египетская. Так же и в психоанализе, психоанализ можно проходить всю жизнь, так и не... Но я бы не уравнивала психоанализ и Православие, очень тонкая тема..