МОСТ ЧЕРЕЗ РУБИКОН… Часть вторая



Почти неделя понадобилась мне для реабилитации после очередного этапного погружения с группой слушателей в «третью реальность», т.е. в область продуцирования, наполнения фантазмами и контейнерного распределения БСЗ-го. Выбранная нами для этого телевизионная «медиа-оболочка», при всей простоте и технологичности наводимого ею эфирного транса и реализуемых ею программных передач, позволила нам очень качественно продвинуться в понимании «истинно реального психического». И прежде всего – в моделировании структуры и динамики той части нашей психики, которая в качестве первичного ее основания порождает индивидуальные формы психической активности, формирует их и тотально их контролирует.

Казалось бы – переходили мы уже в начале года этот Рубикон по выстроенному нами же мосту, закрепили пройденное в словах и образах, обустраивались «на новом месте», находили там работающие машины по производству БСЗ-го, обозначили потоки последнего и контейнеры, которые эти потоки наполняют. Научились подключаться к этим потокам и черпать ресурс из этих контейнеров. Чего же более? Почему бы не успокоиться, почивая на лаврах и с улыбками авгуров посматривая на тех, кто не участвовал в вебинарах нашей АПШ или не прорабатывал их записи.
Я даже в конце января написал отчет об этих наших достижениях в своем ЖЖ-блоге – «МОСТ ЧЕРЕЗ РУБИКОН. Часть первая» - https://arisot.livejournal.com/29786.html, прозорливо, как оказалось, предполагая, что этот отчет явно будет иметь продолжение.

Так и есть – не судьба останавливаться тем психоаналитикам, кто хоть раз заглянул за линию привычного горизонта и обнаружил там новые пространства для исследования и прикладной работы. Продвигаясь вперед и толкая перед собой границу перехода в пока еще неведомое, мы быстро натолкнулись на «новое небо», быстро обнаружили, что «обустроились» в мире очередных иллюзий, что «реальное психическое» опять ускользнуло за линию горизонта. И загадочно светит нам оттуда вновь отраженным светом. Выйдя за пределы общепринятых корпоративных иллюзий, как из платоновской пещеры, мы обнаружили «снаружи» лишь новые тени там, где ожидали встречи с реальностью.
Оказалось, что нужно строить новый мост, а перед тем – выйти к берегу очередного Рубикона, подойти к границе, за которой нет почвы, нет опоры, нет привычки и навыка. А есть лишь тотальная травма новизны и неизвестности.

Рубикон, как видите на картинке, речка тихая и не глубокая… Как говорится – курица перейдет, клюва не замочит.
Но метафора прохождения моста через эту речку (не говоря даже о символизме моста как такового) каждый раз напрягает. Каждый раз, когда вступаешь на него впервые. И каждый раз, когда приходится, вот как мне сегодня, оборачиваться назад и оценивать пройденный путь: его смысл, его цель и его цену…
Вот и мы в нашей авторской психоаналитической школе (авторской не потому, что там мусолят мысли одного автора, а потому – что там обитает только авторский, т.е. живой, исключительно «здесь и сейчас» пребывающий, психоанализ) напряглись в очередной раз и снова СДЕЛАЛИ ЭТО – построили этот фантомный  мост перешли через него на следующий уровень «психоаналитического посвящения». На котором теперь будем снова обустраиваться и двигать перед собой границу неведомого пока, предвижу, вновь не упремся в стену очередной пещеры. Но что поделаешь – не случайно же Матрешка стала базовой метафорой при разговорах о БСЗ-ном в нашей АПШ.
Причем перешли настолько радикально, что для внешнего наблюдателя мы просто исчезли: прыгнули в потребную нам пропасть, правильно угадав смысл путеводных намеков Сфинкс, и скрылись из виду. Скрылись, сменив оболочку подключения к «третьей реальности». Но об этом – чуть ниже…
А пока я спрошу себя: а зачем и кому я тут обо всем этом рассказываю? Ведь все те, кто вместе со мною или в записи пережили этот опыт, и так все это знают. А тем, кто его не пережил, рассказывать о нем бессмысленно. Сам Фрейд, помниться, во вступлении в свои вводные лекции по психоанализу сказал нечто подобное: переживший опыт психоанализа и так о нем знает, чего ему рассказывать; а не переживший этого опыта, сколько ему о нем не рассказывай, все равно ничего не поймет. Как, к примеру, можно объяснить глухому о том, что такое музыка?
Поэтому пишу я эти странные «отчеты» не в целях дидактики, не в порыве щедрости (помните как в «Тотеме и табу» Фрейд приглашал коллег порезвиться на обнаруженной им в психоаналитическом лесу «чудесной поляне, полной ягод и грибов»), а именно для отчетности. Для того, чтобы застолбить определенные достижения и не дать ни себе, ни своим слушателям откатиться назад и снова упереться в стену иллюзий «базовой пещеры».
Если бы я фиксировал такую вот этапную отчетность в то время, когда в 90-е годы также вел за собой группу начинающих аналитиков по улитке погружения в опыт психоаналитичности, у них не возникло бы возможности вернуться в изначальное состояние деятельного сопротивления психоанализу, которую они с облегчением реализовали, как только я их вынужденно покинул.
А поскольку и сейчас период моей активной работы в России приближается к концу, я хотел бы зафиксировать наши достижения в таких вот небольших текстах, понятных посвященным и стимульных для всех, кто ищет посвящения в незадокументированные тайны психоанализа.

Тематически же эти достижения выглядят на сегодняшний день следующим образом: отработав универсальную шестиуровневую модель психоаналитических исследований и практик (базовый мыслеобраз, мифологическая рамка, тип и уровень регрессии, тип транса (ИСС), базовые травмы и базовые защиты, развертка триады невроз-психоз-перверсия) на разнообразных видах и разновидностях прикладной психоаналитической работы, мы решились заглянуть за покров оперативных иллюзий и выйти на позицию «по ту сторону психоанализа». Позицию, на которую попытался встать и Зигмунд Фрейд в последние годы своей жизни, но так и не сумел на ней закрепиться, оставив свой проект «Abriss der Psychoanalyse» незавершенным. И записав в своем дневнике причину этой незавершенности, ставшую последней записью в его бумагах: «Mystik die dunkle Seibstwahrnehmung des Reiches ausserhalb des Ichs, des Es». Практически три последние серии вебинаров данного учебного года в нашей АПШ – мартовская, апрельская и майская – как раз и представляют собой развернутый перевод этой последней фрейдовской фразы, его последней подсказки нам, идущим по его следам и вынужденным, дойдя до этого последнего следа, дальше идти по целине.

Новая метапозиция базируется на понимании психоанализа как элемента переходного (тамбурного) типа подключения психики индивидов, групп и масс к «третьей реальности», генерирующей желания и производящей БСЗ-ное как результат сегрегации желаний в трансовых (измененных) состояниях психики, подавления (вытеснения) и контейнирования не допускаемых к реализации желаний и привязанного к ним фантазийного контента.
Психоанализ в контексте данного перехода выполняет роль вспомогательного инструмента корректировки и перепрограммирования индивидуальных и групповых форм подключения к «третьей реальности». Он формирует искусственную оболочку для такого подключения, опираясь на отдельные элементы полуразрушенной и агонизирующей классической культуры, превращаемые им в символы, а также – на наиболее простые медиа-ресурсы, реализуемые в рамках непосредственной коммуникации. Основные же задачи по введению массы в трансовые состояния, программированию и перепрограммированию психики людей, формированию у них «социального чувства» и универсальных матриц контейнирования БСЗ-го выполняют более сложные медиа-системы, базирующиеся на изначальном подключении человека к психопрограммирующим техническим устройствам.

Мартовская вебинарная серия, посвященная работе таких вот культуральных оболочек, подключающих нас к «третьей реальности» вне традиционной проективно-онейроидной матрицы, была посвящена разбору работы современной медиа-матрицы, аппаратным и программным стержнем которой является прежде всего телевидение.
Апрельская серия будет посвящена рассмотрению тех элементов классической культуральной матрицы, которые по ряду причин не используются или – недостаточно используются в психоаналитической практике и психоаналитическом тренинге. Основное внимание будет уделено музыке (в традиции ее рассмотрения Теодором Райком и Хайнцем Кохутом), стихам, театру и киноискусству.
А в мае мы поговорим о природе и перспективах той новой оболочки для подключения к «третьей реальности», которая набирает силу на наших глазах, отправляя телевидение на свалку истории. К этой оболочке уже изначально подключены все постмиллениалы, она уже формирует у них не только квазисоциальность, но и искусственную, легко программируемую и перепрограммируемую, идентичность. Речь, как вы понимаете, пойдет о WEB-культуре. И, соответственно, о проекте «WEB-analysis», в рамках развития которого уже нарождаются ростки новой индивидуализированной оболочки трансовой психокоррекции, которая явным образом претендует на то, чтобы называться психоанализом будущего.

Ну а что из всего этого получится – я зафиксирую в третьем отчете из серии «МОСТ ЧЕРЕЗ РУБИКОН».
Пока же напоминаю, что льготная цена за участие в апрельской серии вебинаров действует до 1 апреля (и это не шутка!).
А записаться на участие в ней можно по этой ссылке - https://spbanalytic.ru/vebinary/

Copyright © Медведев В.А. 2019 Все права защищены