Онлайн-психоанализ – это и вправду извращение; госпожа Унгар, нынешняя глава IPA, тут, правда, делает исключение, но только для супервизий (лишний раз подчеркивая этим изначальную неаналитичность, вынужденную инороднрсть, супервизионной процедуры).
И я зацепился за это высказывание китайского коллеги по иной причине. Психоаналитическое пространство организовано вокруг зоны коммуникативного, а частично и сенсорного, вакуума (молчания, пустоты, тишины, полутьмы, неподвижности). В этот вакуум втягивается неявное до той поры содержание психики анализанда, причем втягивается, в основном, на противоходе, возвращаясь от аналитика как «переходного объекта». Втягивается, чтобы постепенно …
Ну и так далее. Это азы анализа, условие самой его возможности.
Но насколько этот вакуум абсолютен? Как обозначается реальность коммуникации в анализе, без которой нет ни базовых желаний, ни трансфера, ни контртрансфера? Или же эта коммуникация исключительно виртуальна?
Мы об этом много говорим, много спорим. От итогов этих споров как раз и зависит – примем ли мы «психоанализ по Скайпу» в семейство аналитических техник, или же эта новация попадет в список чисто рыночных уловок, облегчающих продажу «услуги», но лишающих последнюю ее психоаналитичности (типа снижения числа сессий в неделю).
Но в этих спорах запах вообще не фигурирует. А почему? Ведь Фрейд пах с недопустимой ныне интенсивностью, не выпуская в ходе анализа сигары изо рта (и обыгрывая эту свою одоро-агрессию в присказках типа «Нет дыма без огня!»).
Но если даже предположить, что примат запаха есть исключительно китайский аспект психоанализа, то чем еще маркируется телесная реальность аналитической ситуации?
Неужели только фантазиями?
P.S. Впервые, пожалуй, не смог придумать иллюстрацию для этой публикации.
Да и чем такое можно проиллюстрировать…
Copyright © Медведев В.А. 2019 Все права защищены