arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Category:

ТАЙНА ПУСТОГО БАССЕЙНА: О ПОТАЕННЫХ ИСТОКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ




Приятное, можно даже сказать – ароматное, послевкусие после написания вчерашнего поста о «запахе психоанализа» парадоксальным образом навело меня на мысли о том, почему столь многочисленные ныне «психоаналитики-профессионалы», дипломированные и сертифицированные, так упорно не желают разделять со мною интерес к живому психоанализу, так робко прячутся от предлагаемого обсуждения проблем и радостей опыта обретения, формирования и использования своей психоаналитичности. Не хотят «принюхиваться» к ней, не хотят ее «смаковать», не хотят с нею играть и ею любоваться.

Вот какой образ представился мне сегодня по этому поводу: все дело в том, что я всем им предлагаю поплескаться в том бассейне, воду из которого они порционно продают как целебную.
Поэтому-то мне они порою в «личке» сетуют на то, что я, мол, любитель, а не профессионал, что я радуюсь и играю там, где нужно упорно и мучительно работать. Работать, работать и работать, набирая часы супервизируемой практики и получая профессиональные статусы. Чтобы потом еще больше и еще лучше работать…
А с чего вы взяли, что психоанализ – это работа? Да, Фрейд научил нас зарабатывать на своем аналитическом опыте, целенаправленно присутствуя при рождении чужой психоаналитичности. Но это не значит, что он создал профессию, где мы кого-то от чего-то лечим. А как же, спросите вы, ведь он же лечил!!! Лечил, кто б спорил, так он врачом был, психоневрологом. Давайте все же отделять мух от котлет, а психоанализ как заботу о себе от использования собственной психоаналитичности в своей профессии – психотерапевта, педагога, психолога, менеджера, да кого угодно – хоть театрального режиссера или биржевого брокера.

Психоаналитичность же – это не профессия. Как не профессия – быть человеком…
Помните нашу вторую по значимости великую Книгу – «К вопросу о любительском (дилетантском, непрофессиональном) психоанализе. Разговоры с Посторонним»? Она, вкупе с «Толкованием сновидений», составляет наш Новейший Завет, наше Евангелие, благую весть о том, что человек может сам стать Богом, может сам себя творить по образу и подобию «подлинного себя»? Там, в этой книге – и в ее содержании, и даже в ее названии – Фрейд долго и упорно растолковывает всем этим «посторонним»: психоанализ невозможен как профессия, психоанализ вершат «любители», т.е. все те, кто хочет и любит им заниматься.
Все те, кто плещется в этом «психоаналитическом бассейне» с радостью и удовольствием.

А вот теперь послушайте те главные фразы, ради которых все это и было мною сегодня написано. Это может показаться многим из вас странным, может даже – бредовым. И даже в форме метафоры может вызвать стойкое и безусловное отторжение. Но вы все же послушайте – ведь инструментально используя в своей профессии паутину иллюзий, некогда сплетенную Фрейдом, все мы рано или поздно вынуждены принимать хотя бы минимальные дозы «очухана». Какой бы она, эта наша профессия ни была.

Так вот, скажу вам по секрету, что этот «психоаналитический бассейн» на самом деле – пуст…
И то, что вы разливаете по терапевтическим мензуркам и порционно продаете страждущим – это на самом деле «лишь» вера в то, что он наполнен чудесным эликсиром. А вера эта создается и поддерживается теми, кто в нем «плескается».
Терапевтический эффект психоанализа, о чем Фрейд говорил на конгрессах и писал неоднократно, основана на «меди суггестии», на работе с верой, на старом тезисе «Да воздастся вам по вере вашей!». А эта вера жива в тех, кто приходит за помощью к психоаналитическому психотерапевту только потому, что некогда Зигмунд Фрейд прыгнул в этот придуманный им бассейн и начал в нем плескаться; потому, что это делали его реальные ученики, члены Тайного Комитета, отрабатывая новые стили плавания; потому, что великий и ужасный Лакан устраивал там свои скоростные заплывы и ставил новые рекорды; потому что находятся до сих пор люди, которые верят во все это настолько, что прыгают, как с трамплина, прямо вниз головой, из своей обыденной жизни в этот резервуар психоаналитичности. Прыгают, каждый раз отчаянно рискуя, но не разбиваются насмерть, а попадают в поток радости и перманентного обновления.

P.S. Мои единомышленники, подобно мне увлеченные переживанием опыта соприкосновения с «подлинно реальным психическим», несомненно спросят меня: а зачем я все это написал?
Для кого – понятно, почему – более или менее угадываемо, а вот – зачем?
Отвечу честно – мне было очень нужно все это представить и пережить для того, чтобы в очередной раз возбудить в себе дрожь базовой веры, кожей почувствовать воду в пустом для «посторонних» бассейне и начать не просто плескаться в нем, но пустить волны по поверхности наполняющего его концентрата веры, а в идеале – замутить в его «нутре» новые течения и водовороты. А потом показать их тем, кто пожелает на это посмотреть моими глазами.
Мне нужно привести себя в особое состояние «продуктивной психоаналитичности», известное завсегдатаям моих вебинаров, чтобы провести (а точнее – прожить) две последние серии этого сезона. Я ведь не книжки тут – в авторской психоаналитической школе – пересказываю, написанные или прочитанные мною. И я не учу плавать. Я просто плаваю и ныряю там и так, как и где еще никто в нашем бассейне не плавал и не нырял.
Мне это – в радость. Надеюсь и вам это – на пользу…
Тем более, что техники своего плавания я вам продемонстрирую, а тем, что, ныряя, подниму со дна – поделюсь.

Copyright © Медведев В.А. 2019 Все права защищены
Tags: Психоанализ, Психоаналитическая школа, Сопротивление психоанализу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments