arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Category:

МОЖЕТ В ЭТОМ И ЕСТЬ СМЫСЛ ПСИХОАНАЛИЗА…

Сегодняшняя утренняя бессонница, помимо прочих своих даров, предложила еще один вариант прояснения парадоксальной ситуации: чем больше бранят и отрицают фрейдовский психоанализ, чем больше его искажают и модернизируют, а то и игнорируют, тем прочнее его позиции в зоне «крайних смыслов» человеческого существования.
В зоне, где принять жестокую правду, угаданную Фрейдом, невозможно (даже психоаналитики трактуют природу Бессознательного исключительно в духе оппонентов Фрейда – либо Гербарта, либо – Гартманна), а отрицать ее – бессмысленно, как любую очевидность.


Ведь суть психоанализа проста, но это простота уже запредельной дозы «очухана».

Фрейд «всего лишь» предложил прекратить обманывать себя и признать, что осознающее себя и мыслящее Я не является самоочевидным первоначалом. Это всего лишь вторичная оболочка, экран для проекций подлинной реальности. Признание которой самоочевидным первоначалом нашей жизни, психики и нашего поведения срывает я-центрированные иллюзии и демонстрирует нам нашу подлинную природу, нашу унизительную тварность, нашу неминуемую смертность, нашу тотальную несвободу.


Вне религии вжиться в такую правду о себе и принять ее в полном объеме невозможно.

Коперника мы нехотя впустили в мир своих иллюзий и перестроили их под его разоблачения, вывалившись из центра Мироздания на его периферию. Дарвина мы пока еще перевариваем с жуткой изжогой, не желая принимать уготованное нам эволюцией место мутантного выродка. Но вот Фрейд – это уже явный перебор; так радикально свалиться с пьедестала иллюзий мы не готовы.


И потому психоанализ обречен на упрочение постоянного интереса к нему. Его невозможно принять и забыть, заморить в пыли библиотечных хранилищ (признайтесь – многие ли из вас читали труды Коперника?), его нельзя потихоньку с отвращением переваривать, как дарвинизм. Ему можно только сопротивляться, плеваться на него издали, глядя на него искоса, робко голову наклоня, как на Медузу Горгону. И демонстрируя это сопротивление классическим оборачиванием, выпячиванием "базовой иллюзорной триады" фантомов креативности, свободы и бессмертия.

Но может быть в стимулировании этих гордых кривляний с ужасом скользящей в смерть твари и есть смысл существования психоанализа?
Tags: Психоанализ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments