arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Category:

ПРЕДПАСХАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ДЛЯ КОЛЛЕГ-ПСИХОАНАЛИТИКОВ, НО НЕ ТОЛЬКО...)



Размышляя о том, как меняется в нынешних условиях психоанализ, т.е. светская форма культового общения с Бессознательным как глобальным биоэволюционным регулятором, тотально детерминирующим нашу телесность, нашу психику и нашу социальность, стоит внимательно поглядывать в сторону «смежников». Т.е. в сторону разного рода религиозных практик, которые также работают с верой в некий внеопытный абсолют, но описывают его иначе и называют Богом.
Методики и техники у нас разные, хотя в своей глубинной сущности и похожие (я об этом много писал в прошлом 2018 году в цикле «Катехизис психоанализа»), а вот враг у нас один – разрушающий души людей страх Смерти, который ныне вновь вырвался на волю и требует дополнительных усилий по его улавливанию, разъяснению и ритуальному связыванию.

Здесь интересно и поучительно наблюдать как новации в организации церковной жизни (т.е. в методиках и техниках генерирования целительной веры и работы с нею), предлагаемые пастырями, так и явные изменения в психической жизни паствы, выдающей ныне новые и невиданные ранее запросы на организацию своего религиозного опыта.
Именно – невиданные. Ведь с точки зрения церковной традиции мягко говоря странным выглядит ныне, как назло - на Пасху, поведение "верующих" в Бога, завещавшего нам плодиться, размножаться и жертвенно умирать (он явно играл на стороне Эроса) и его Сына, завещавшего просто жертвенно умирать, не плодясь и не размножаясь (а это типичный завет Танатоса). Куда пропала вера в спасительность этих заветов, смиренное принятие божественного предопределения? Куда пропало убеждение, сформулированное некогда апостолом Павлом, что жало Смерти можно сломать только кротким принятием своей смертности и готовностью к смерти как к завещанному нам Богом самопожертвованию? Где вера в Смерть как цель и как порог вечного погружения в мир божественного блага? Где вера в идеал «попирания Смерти смертью»?

Судя по всему, масса верующих не узнала в SARS-COV-2 лик своего Бога, за что-то на них разгневавшегося, и, как в известном анекдоте, готова веровать, повиснув над бездной (и это естественно в ситуации соприкосновения со Смертью), но явно спрашивает – а нет ли тут другого Бога. Полагаю, что из этого запроса родится трансформация многих религий (и прежде всего – христианства) в культ Матери, родившей нас во Смерть, но во имя Жизни. И не требующей от нас такого уровня амбивалентности и искупительного самопожертвования, которым наполнены отцовско-сыновьи культы. Впрочем Фрейд об этом написал еще в «Будущем одной иллюзии».

У Церкви же, не могущей в силу своей опоры на традицию, быстро обновиться и ответить на этот запрос, как видно, остался сегодня один принцип социального выживания - "несть власти, как не от Бога"... И любое постановление или указ властей для нее становится сегодня божественной волей. Как говорится: кесарю - кесарево... А что тогда остается Богу? По крайней мере в Храм как Дом Господен в годину бедствий и испытаний более приходить не рекомендуется.
А Бога теперь призывают искать в себе, а не в Храме. Патриарх Кирилл фактически запустил механизм церковного и религиозного раскола внутри православия, объявив накануне Пасхи, что спасение Души не связано с воцерковлением, с посещением служб и прохождением таинств.
Ссылаясь на опыт Святой Великомученицы Екатерины Александрийской, он призвал верующих искренне молиться в уединении, не участвуя в культовых ритуалах. И этого, сказал он, вполне достаточно для спасения Души и получении божественной поддержки. Все остальное – излишки, от которых можно отказаться. И в принципе ничего не изменится.
Все же церковные богослужения (текущие и праздничные), все священные таинства (типа сегодняшнего нисхождения Благодатного Огня и его освящения), будут проходить ныне в онлайн-режиме. Церкви же при этом превратятся в студии видеозаписи. Или в одну студию – при такой подаче нет смысла содержать тысячи Храмов, достаточно одного с самыми лучшими исполнителями. А пастырское слово окончательно переместится на телеканал «Спас», в профильные социальные сети и YouTube-каналы.
Подобного рода ситуация вроде бы вынужденная, но по прошествии времени, когда храмы вновь откроются, обнаружится, что эта вынужденная трансформация православия (и не только) органична чаяниям многих верующих. И благословленная ныне Патриархом трансформация массовости в интимность, объявленная им ненужность и необязательность Церкви как посредника между верующим и Богом (в историю Кирилл явно войдет как реформатор православия в духе протестантизма) многим придется по Душе. И вот тогда и грянет раскол…

Но это уже к психоанализу имеет лишь то отношение, что и у нас (в очередной раз, кстати) нынешняя ситуация чревата концептуальным и методическим расколом. Но об этом я порассуждаю в другой раз. А пока что хочу посоветовать коллегам внимательно отслеживать происходящее у «смежников». И пробовать учиться у них, более опытных и более изощренных в методиках и техниках работы с явлениями божественного Бессознательного.
И особенно давайте присмотримся к главному, что проявилось сегодня, но назревало давно: к запросу на трансформацию смеси исповеди и проповеди (что и мы в психоанализе в основном практиковали) в уединенную молитву, осуществляемую без посредников, в режиме самоанализа, но с удаленной профессиональной поддержкой. В принципе это не ново – так свой самоанализ проходил Зигмунд Фрейд. Давайте подумаем над тем, как это можно возродить…
Tags: Календарь, Катехизис психоанализа, Религия, Фрейд
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments