arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Category:

ПСИХОАНАЛИЗ КАК ЗИМНЯЯ РЫБАЛКА…




Перечитал сегодня утром свой вчерашний материал в Фейсбуке про «рыб любви» и подумал: выходит, что в России кабинет психоаналитика подобен аквариуму для одинокой рыбки... Аквариуму с "подсветкой" и с «подогревом», где травма отсечения от «косяка» (всегда вынужденного, ибо неестественного), отправляющего человека в депрессивный ад, где холод, тьма кромешная и скрежет зубовный, компенсируется теплотой материнского «изнеживания».

А точнее – не подумал, а вспомнил. Ведь этот образ я уже использовал в своей книге о психоанализе нарциссизма в сказках Х.К.Андерсена в одном из примечаний к анализу «Снежной Королевы». Эту книгу, разросшуюся уже до трех томов, я пишу давно, более четверти века, все хочу и все не решаюсь ее опубликовать, слишком уж явно в ней запечатлен мой самоанализ. Но периодически я вытаскиваю из нее кусочки и посылаю их участникам моих вебинаров, а то и выкладываю в своем Живом журнале.

Сделаю это и сегодня, немного подредактировав текст этого примечания (в оригинальном виде он предельно контекстен, погружен в материал основного повествования о симптоматике «маленького Кая»). А если вам будет интересна эта метафора, то выложу потом и тот отрывок из книги, примечанием к которому она выступает, а точнее – из весьма спорного, но важного для меня как автора ее раздела, озаглавленного «Андерсен и Фрейд» (кусок из него я уже тут выкладывал в начале сентября прошлого года).

Итак, преамбула завершена. А далее идет цитата из книги:

«Психоаналитическая концепция «нормального» и «патогенного» развития за более чем сто лет своей эволюции, в ходе которой в нее более или менее органично интегрировались все новые и новые данные, проявившиеся в клинической практике работы со взрослыми и детьми (особенно большой вклад в нее внесли Карл Абрахам и Шандор Ференци, а также их многочисленные ученики и последователи, особенно – из школы Мелани Кляйн), стала настолько изощрённо-казуистической, обросла, как днище давно уже плавающего корабля, наслоениями настолько сложных и не всегда согласованных друг с другом гипотез, что рассказывать с опорой на нее о перипетиях раннего младенческого этапа нашей жизни можно только на метафорических образах, выступающих при этом в виде своего рода опорных универсалий. Причем образах не мифологических и не традиционно сказочных, а обыденных, чуть ли не бытовых. Чем, кстати говоря, и занимался всю свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен, символически нагружая предметы своего житейского обихода (от разного рода растений, кустов, деревьев, насекомых и птиц – а он обожал гулять на природе – до башмаков, штопальной иглы, пера и чернильницы).
Я перебрал много образов для представимого описания принципиального различия между первичным нарциссизмом (младенческим аутоэротизмом) и нарциссизмом вторичном, симптоматическим и регрессивным, ныне уже не причисляемым к области психопатологии, но включающим в себя и явным образом болезненные проявления (ту же депрессию, к примеру). Думал и о замерзшей колбе с гомункулусом из кабинета алхимика, и об оконном стекле, покрытом ледяными узорами, и о корабельном иллюминаторе корабля, вмерзшего в лед в полярных широтах… Но в итоге всё же остановился на Аквариуме с замерзшими стенками.
Представьте себе одинокую рыбку в замкнутом аквариуме (нарциссической монаде). Так вот: первичный нарциссизм, порожденный оральным упреком и перехватом объектных желаний, предназначенных Матери, может быть описан ситуацией ледяного окружения этого аквариума, где наша рыбка, по примеру «маленького Кая» из сказки Андерсена, отогревает теплом интроецированной материнской Печи окошечки в замерзшей снаружи стенке своего Аквариума и наблюдает через них за миром холода и снега, где теперь властвует Снежная Королева. А вторичный нарциссизм, изначально сформировавшийся по модели психического расстройства, хотя и не всегда патогенный, может быть представлен, как Аквариум, промерзший изнутри и с троном Снежной Королевы, стоящим в его центре. А вот вокруг него, за его стенками, как показывает нам Андерсен в завершающей фразе из анализируемой нами сказки, «стоит теплое благодатное лето». Т.е. психика человека, страдающего, к примеру, депрессивным расстройством, «замораживает» сама себя, регрессивно погружаясь в зону фиксации на травме сепарации и на выражающем ее образе «мертвой матери».
Как удивительно похож «маленький Кай», почерневший и одеревеневший от холода, на такую одинокую рыбку, приплывшую по старой памяти в материнскую утробу, в этот аквариум с океанической водой, который чудесным образом появляется у наших матерей, когда в них зарождается новая жизнь. Приплывшую, внезапно охваченную морозом и вмерзшую в ту ледяную глыбу, которая некогда была миром счастья, тепла и покоя. Но это не цистерна и не иная замкнутая ёмкость, это именно аквариум. Поскольку он не замкнут, он открыт для контакта, в него можно в принципе проделать лунку (как при зимней рыбалке) и устроить катарсический резонанс совместного плача, который, как уверяет нас Андерсен, может на время растопить этот лед и позволить рыбке какое-то время погреться на солнышке в обществе Старой Бабушки. Или – как вариант, если мы работаем не в стиле Шандора Ференции с его «изнеживанием пациента», а в фрустрационной и измучивающей манере Зигмунда Фрейда – попрыгать на раскаленной сковороде в обществе Старого Курилки. А потом – снова нырнуть в лунку и застыть в холодном оцепенении.
Грустная история? А что, у Андерсена есть весёлые? Кстати, в «Ледяной деве» этой более полной и более «реалистичной» версии «Снежной Королевы», Андерсен доводит сюжет до «третьего поцелуя мертвой матери», после которого герой сказочной истории погибает, безвозвратно погружаясь в ледяную пучину и не реагируя на слёзы своей возлюбленной. 
А вот «маленькому Каю» сказочник даровал право на жизнь как отпуск, как освобождение от власти Снежной Королевы, право на постоянное общение с Бабушкой, на согревающее тепло Солнца и на утешающую красоту цветущих роз. За какие такие заслуги? Будем разбираться, ведь именно здесь спрятано главное послание этой сказочной истории, та терапевтическая стратегия, которую великий датский сказочник отработал на себе и заповедовал всем, кто поверил ему и на ним последовал…».

Copyright © Медведев В.А. 2021 Все права защищены
Tags: Прикладной психоанализ, Психоанализ, Символика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments