arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Categories:

ПРЕДПРАЗДНИЧНЫЙ ДАР НА ЖЕРТВЕННИК ОБИТЕЛИ МАТЕРЕЙ: ПОДАРОЧНЫЕ СТРЕЛЫ ТАНАТОСА



Удивительным образом сегодня снова воскресенье… Такое впечатление, что жизнь ускорилась неимоверно и несется вскачь, постукивая на воскресеньях, как вагон поезда на рельсовых стыках. Кстати, резкое ускорение субъективного восприятия времени есть главное – иногда пугающее, иногда раздражающее, но всегда удивительное – свойство постаналитического состояния, в которое я ныне предсказуемо впал после двухлетнего марафона !тренинга персональной психоаналитичности». Таков уж современный «сизифальный психоанализ»: стоит только перестать толкать свой Камень к иллюзорной вершине и отпустить его, как он, подобно сказочному путеводному клубочку, постепенно разматываясь и ускоряясь, стремительно потащит тебя за собой к ведомой нам всем цели…

Но я как бы отвлекся (на самом деле нет, но об этом позже).
Итак – сегодня снова воскресенье и нам предстоит продолжить наши «воскресные чтения», где я, как вы все уже явно поняли, раскладываю приманки «живого психоанализа» для тех, кто ими еще или уже может прельститься. И потому мне и сегодня вроде бы нужен новый текстовый кусочек из моего архива, чтобы продолжить это наше уже традиционное занятие, не дать этой традиции угаснуть.
Это, опять же кстати, очень точная метафора современного состояния некогда, примерно лет 25 тому назад, ярким огнем полыхавшего в нашей стране психоаналитического пожара: груды обгоревших головешек (во всех смыслах этого слова), роясь в которых порою еще находишь тлеющий уголек и раздуваешь его для «прикуривания» теми, кто пожелает зажечь в себе этот огонь… И тогда наши воскресенья суммируются в воскресение того, что мне, как вы видите, так дорого и от очередной гибели чего мне так больно. Я уже возрождал некогда из такого же пепла этот огненный смерч, несущий в себе и угрозу, и радость; так что я знаю, что тут делаю и куда это, надеюсь, может привести всех нас. Ведь даже если «живой психоанализ» умер, мы-то – еще нет…
Ладно – довольно мессианского пафоса… Давайте вернемся к нашему очередному «воскресному стыку».

Дело в том, что сегодня не просто воскресенье, сегодня предпраздничный канун, преддверие таинства Обители Матерей, «женский день» нашей и без того праматеринской культуры…
Причем это не просто Праздник, одной праздностью и разрывом шаблонов «психопатологии обыденной жизни» тут не отделаешься. В этот день нужно приносить дары, искупать греховную вину, заслуживать прощения. В норме даже не спрашивая - за что?..
И потому я не стану сегодня умничать, не буду анализировать архаику символов и ритуалов связки гендерных празднований, которыми мы, почти как на мистериях в Элевсине, встречаем весну как пробуждение ото сна, как дар Холода и Смерти. Хотя, вы помните, у меня есть постоянно пополняемый текст «Психоанализ праздности», из которого я по поводу и без повода уже вытаскивал на поверхность вашего внимания разного рода отрывки.

Сегодня же я просто принесу свои дары на Жертвенник Матерей, как учил фрейдовский наставник Гете. И принесу, как и положено, самый ценный для меня дар – своего новорожденного Ребенка, свое лишь недавно если не завершенное (а завершенного у нас ничего не бывает), то вполне оформившееся Творение – «сизифальный психоанализ». Или, если украсть термин у гораздо раньше меня им выстрелившей Юли Решетниковой (Жюли Реше) – «некропсихоанализ».

Меня сегодня нечасто, но уже просят провести занятие по этой, последней из разработанных Фрейдом моделей психоаналитической теории и техники, ныне так остро востребованной и так сложно восстанавливаемой и актуализируемой.
И я вроде бы дергаюсь в ответ на эти запросы, по быстро себя остужаю простой истиной: умирать и снова рождаться нельзя научить, это все заложено в нас изначально. Тут можно только провоцировать «объятие с Танатосом» и вопрос: а что именно я для него могу сделать…

Можно, конечно, ждать для этого наиболее серьезного предлога – опыта личного умирания. Фрейд в 1935 году, в очередном предисловии к своей «Автобиографии», написал, как мы все помним, что именно опыт умирания и чудесного спасения из объятий Смерти в начале 20-х годов, сопряженный с переживанием опыта глобальной войны и глобальной пандемии, сподвиг его на создание своей итоговой модели психоаналитичности и новой модели психоанализа, как ее прикладного продукта.
А можно получить этот импульс извне. Но не от другого человека, ведь такой опыт «принуждения к общения со Смертью» не в чему, кроме яростного сопротивления, не приведет (и потому я никогда не стану преподавать некропсихоанализ, добром такое не заканчивается).
Тут нужен импульс иного рода – символическая и мифологическая провокация. Тут нужен набор запечатленных в образах переживаний Художника, открывающий перед нами Дверь в пространство запредельного нашей обыденности опыта.

Ссылку на такой опыт я вам сегодня и подарю.
Это культовый (для меня – несомненно) фильм Вима Вендерса «Съемки/стрельба в Палермо» (Palermo Shooting, 2008).

Посмотрите хотя бы вот этот отрывок – «сон об объятиях со Смертью» - который я нашел для вас на Ютьюбе – https://www.youtube.com/watch?v=u0kNHT6q928
Хотя весь этот фильм достоин пересматривания в режиме перманентного самоанализа.
Вслушайтесь в эти слова, всмотритесь в эти образы, завибрируйте под чудесную музыку («Mysteries»), под которую идут финальные титры…
И вы прочувствуете смысл того, на что я вам в последнее время постоянно намекаю и о чем напоминаю.

Вот такой подарок, такой Дар на уже курящийся углями Жертвенник обители Матерей.

P.S.
Ну а для тех, кто желал именно «воскресного чтения» - пропишу тут несколько советов, производных от моего переживания этой сновидческой кинопритчи.
Прежде всего – подумайте, не стоит ли повесить в своем кабинете репродукцию той картины – «Триумф Смерти» – визуальным комментарием снов, вдохновленных которой, как раз и является этот фильм.
Попробуйте также прожить и прочувствовать все сны этого фильма (а не только последний из них – «сон об объятиях со Смертью»). Там есть подсказка: «Каждый мой сон – это еще одна Смерть…». И там есть, помимо прочего, и фрейдовский «сон в публичном месте»: «Огромная зала полна гостей и для меня накрыт стол… Но я никак не могу дойти до этого стола. – Дойдешь – займи место и для меня…». Сходный сон о Смерти, из которого, как из семени, родился весь психоанализ, Фрейд, не любивший визуальнын эффекты, маркировал запахом падали - триметиламином…
И оцените по достоинству главное послание этой кинопритчи: Смерть – это на самом деле не только Женщина (и людям немецкой культуры и немецкого языка это принять не просто), но и Мать. И если Живая Мать рождает нас к Жизни, то Мертвая Мать рождает нас к Смерти… А живем мы, неся на своих плечах Мертвую Мать как ужасный и одновременно родной до боли груз.
Да чего тут много говорить – сами все увидите, если посмотрите весь фильм, а не только его финальный фрагмент.

И вот еще несколько самых близких мне сегодня реплик из этого фильма:
- Как узнать, что ты уже мертв: больше нет снов? Или, наоборот, видишь лишь сон?...
- Вот Дерево – как можно его остановить?
- Все нужно делать так, словно в последний раз…
- 1-2-3-4-5- и конец… Беги, если страшно… Но на самом деле мы не убегаем, мы идем куда-то, где еще никогда не были. Просто нужно кое-что взять с собой…
- Мне так хочется, чтобы все изменилось, все, абсолютно все… - Тогда сделай то, что пугает тебя больше всего. Это ведь Смерть?..

Ну и главное из того отрывка, ссылку на который я привел выше:
Смерть – это стрела из будущего, летящая на тебя …
Никто не счастлив, пока не умрет…
Сметь – это друг, проводник, хранитель времени…

Монологи Смерти:
Никто тебя не услышит, здесь никого нет, кроме тебя… И меня… Я внутри тебя и ты это знаешь… Это словно игра – перетягивание каната…
Я устал играть роль «плохого парня». Я – добрый и нежный, а люди считают меня жестоким… Самое большое заблуждение на этом свете – люди молятся, просят о помощи; я ее даю – а они меня ненавидят…

Сцена «объятия со Смертью»:
Я могу что-нибудь для тебя сделать? – Не верю своим ушам: этого вопроса мне еще никто не задавал… Ты можешь… Покажи мне, что ты избавился от своего страха и что ты это понимаешь. Окажи мне честь… - Как? – Расскажи обо мне людям, пускай они увидят меня внутри себя. Покажи им, что я живу в них, что мое лицо – это лицо каждого человека. Что ужасающий лик Смерти – это их выдумка

Ну и результат «объятия со Смертью»:
Впервые за долгое время я чувствую, что сейчас – это действительно сейчас…
Может теперь все будет длиться дольше… Может быть теперь я буду видеть тебя лучше… А ты – меня…

Ну и несколько скриншотов терапевтической процедуры «объятия со Смертью» в режиме некропсихоанализа:




Tags: Праздники, Прикладной психоанализ, Психоанализ, Размышления над календарем
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments