arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Categories:

УВЫ НАМ – ПСИХОАНАЛИТИКАМ: НЕТ НАМ ПРОЩЕНИЯ…



Вчера днем, накануне Прощеного Воскресенья, официальный рупор позиции РПЦ по любому важному вопросу -  председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ранее этот пост нанимал нынешний Патриарх)  митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Григорий Валериевич) выступил с большим интервью на канале «Россия 24» - https://vera.vesti.ru/video/show/video_id/2511534

Фактически он перечислил и прокомментировал все то, что с точки зрения российского православия не подлежит прощению, находится по ту сторону добра и правды. Речь там шла и о расколе, спровоцированном разрушителем соборности православных Церквей – Константинопольским (Вселенским) Патриархом, и о «закате Запада», перешедшего от толерантности к тоталитарной нетерпимости (и даже принудительность вакцинации от ковида, фактически практикуемая в Европе, вызывает у РПЦ беспокойство), и о пугающем росте ЛГБТ-симпатий среди западной молодежи на фоне многолетней пропаганды «гендерной идеологии обмана», т.е. антихристианских по свое природе идей об социальной природе пола, и о буквально оруэлловской «cancel culture», и о многом ином… В том числе – и об отношении Церкви к «неправедной власти», и об ее осуждении революционных протестов, выходящих за рамки закона.

Но на все эти темы и высказывания, с ними связанные, наши СМИ, поголовно откомментировавшие это интервью, никакого внимания не обратили. А обратили они внимание только на последний вопрос журналистки и ответ на него: вопрос об отношении Митрополита Иллариона к психоанализу.
Вот заголовки из вчерашних газет: «В РПЦ считают, что верующим не стоит обращаться к психоаналитикам» (ТАСС), «Митрополит рекомендовал верующим не ходить к психоаналитикам из-за Фрейда» («невские Новости»), «В РПЦ советуют верующим избегать психоаналитиков» («Собеседник»), «В РПЦ призвали верующих не ходить к психоаналитикам» («Московский Комсомолец»), «Митрополит Илларион против психоаналитиков» («Вести.Ру»)… Даже агентство «Красная весна» не промолчало: «Митрополит Иларион предостерег верующих от обращений к психоаналитикам».
Что же именно сказал Илларион, отвечая на вопрос о том, был ли у него, как у Папы Римского Франциска, опыт общения с психоаналитиком в периода душевных кризисов (на записи этот ответ идет с 12.38 мин.):
«А в отношении психоаналитиков я могу сказать, что в основном я им не доверяю. Потому что сам метод психоанализа в том виде, в каком он был когда-то сформулирован Фрейдом и в котором он практикуется многими современными психоаналитиками, в основе своей на мой взгляд имеет ложные установки. И поэтому я думаю, что обращаться к психоаналитикам верующим людям не следует. Другое дело, что существуют такие психические проблемы, с которыми необходимо обращаться к профессиональному психиатру, не к психоаналитику, а именно к психиатру. И если мы обнаруживаем у наших верующих подобного рода проблемы, мы их направляем к таким специалистам. Более того – у нас уже есть православные психиатры, те, которые в своей практике совмещают профессионализм с глубокой и искренней православной верой».

Давайте немного порассуждаем на тему данного интервью, ведь это не просто частное мнение, это – голос православного официоза, почему-то решившего, что пора предостеречь паству от психоаналитической угрозы.
Прежде всего – а что это за «ложные установки», сформулированные Фрейдом и делающие психоанализ запретным для православного верующего? Причем именно православного, а не христианина вообще. Митрополит Илларион, как композитор – автор множества душеспасительных музыкальных произведений, уверяет нас, что музыкальные вкусы у него с Римским Папой идентичны. В их душах звучит одна и та же музыка Баха, а вот к психоаналитику он, в отличие от Папы, не пойдет категорически. Как это прикажете понимать?

И почему объектом критики и запрета на неправильное лечение стал именно психоанализ? Ведь если речь идет о «скрытой рекламе» собственной школы лечения психических расстройств – православной, или «пастырской», психиатрии, то критике должны быть подвергнуты все разновидности психотерапии как явным образом ей конкурентные Ведь сказано и очень четко сказано: с психическими проблемами верующему необходимо обращаться к профессиональному психиатру, а не к психоаналитику… Вот именно – не к психоаналитику! - воскликнут отечественные психитерапевты: от гештальтистов и экзистенциалов до поведенческих когнитивистов. Мы с этим согласны! И зря… Верующему указано лечиться только у психиатров, и даже не у психиатров как таковых, а только у православных психиатров, которые в своей практике совмещают профессионализм с глубокой и искренней православной верой. Так что психотерапия вся скопом отсечена от терапии православных верующих, независимо от ее концептуальной нагруженности и особенностей ее техники. Забавно, но даже «православная психотерапия» не стала тут исключением, поскольку ее основоположник – Митрополит Элладской Церкви Иерофей – примкнул к расколу и поддержал позицию Вселенского Патриарха об украинской автокефалии. И потому со всеми своими наработками в области православной психопатологии и православной психотерапии отправился в зону отчуждения (хотя по отношению к психоанализу и он был непримирим). В зоне же душепопечения остается ныне для православных верующих только «православная психиатрия», работающая с греховностью, виной и искуплением в соответствии с упомянутыми в интервью «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы»…
И я тут никого не критикую и ни с кем не спорю: любое сообщество, основанное на вере (в психоанализе мы также объединены верой в наличие БСЗ-го и в Его соответствие тем образам и умозрениям, которыми Его природу и Его динамику описал Фрейд), может регулировать границы допустимого для своих членов, включая и допустимые формы и техники терапии психических расстройств (и, кстати, само понимание того, что считать таковым расстройством, а что – нет).
Почему же тогда в этом интервью, показанному по федеральному телеканалу, где отлучению от терапевтической работы с душами верующих была подвергнута вся современная психотерапия без исключения, персонально критикуем был только фрейдовский психоанализ.

А потому, что только психоанализ, представляя собой глубоко внедренную в современную культуру религиозную систему (включающую в себя и вероучение – «знание о БСЗ-ом», и широкий набор мистических культовых практик, в том числе – и практик чудесного исцеления), для православия (не только российского, но для православия вообще) является опасным конкурентом, фактически – деятельной альтернативой. И отнюдь не как психотерапевтическая практика; тут, как мы видим, речь идет не о терапии, а о базисных «установках», объявляемых истинными или ложными.
Признаюсь, что поначалу я отнесся к этому интервью как к чему-то забавному и хотел назвать свою на него реакцию «Атака Винни-Пуха». Дело в том, что в своем недавнем интервью Ютьюб-каналу «Еще не Познер» Владыка Илларион признался, что всю жизнь читал только богословскую литературу, а из всей прочей совокупности книг он еще в детстве прочитал «Винни-Пуха» и этим ограничился, неоднократно эту книгу перечитывая.
Но подумав, я понял, что тут нет пространства для стеба. Да – этот православный иерарх не читал Фрейда и не знаком с психоанализом как учением, но он понимает его враждебность православию, его (а точнее – нашу) изначальную «ложь», противостоящую его, Иллариона, изначальной «правде». И правде той Церкви, от имени которой он говорит.
Это не католическая Церковь, пропитанная духом Аквината и Лойолы, где иезуитские училища выпускают психоаналитиков (того же Лакана, к примеру), а мистика психоанализа дополняет и увлажняет ограниченную картезианской рациональностью сухость вероучения и культа. Здесь Фрейд – свой, религиозный новатор, ученик Брентано, т.е. католического священника, восставшего против мертвечины в своей Церкви и попытавшегося оживить ее с опорой на «практическую психологию».
Это не протестантский тип христианства, еще со времен Пфистера сформировавший психоаналитическую теологию как основу понимания души современного человека и культивирования этой души в атмосфере церковно творимой и поддерживаемой веры.
Это именно Православие, религия мистики и откровения, которая подобна психоанализу и одновременно противоположна ему, как близнецу-антиподу, как попытке создать из того же истока – верхозаветной и древнеегипетской мифологии – мистерию живой религии, которая займет место умершего Бога, адепты которого, не желая замечать Его гибели,  воспроизводят культ служения Ему, из целительного превращающийся в патогенный.
Помните вопрос, который Фрейд задал себе в «Будущем одной религии»: можно ли подрывать фундамент дома, в котором еще живут люди? И ответил – можно и нужно… Мы помним, что там речь шла о религии, но что Фрейд имел в виду конкретно, мало кто задумывался. Как мы вообще попали в подвалы этого церковного здания? Что мы там делаем и зачем?
Ответ прост: Фрейд ведь не был антихристианином, не стоит путать его с Ницше. Он не отрицал жертвенной миссии Спасителя, он «просто» обнаружил, что жертвовать нужно не во имя воли Отца, а во имя привязанности к Матери, той самой привязанности, которая в мертвом уже, но еще отравляющем нас своим трупным ядом отцовском мифе именуется «первородным грехом». Так что процирированное выше православное понимание «общей греховной поврежденности человеческой природы» прямо противоположно психоаналитическому. Это и есть наше принципиальное расхождение, наша «ложь» против их «правды». И наоборот…

В силу краткости жанра моих «воскресных проповедей» этим я тут и ограничусь. Дополнительные мои рассуждения на эту тему можно прочитать в этом же моем ЖЖ под тэгом «Катехизис психоанализа».
Добавлю только одно: все прозвучавшее есть расплата за отход от Фрейда, наказание за предательство дискуссии 1926 года, когда от Фрейда, заявившего что пора нам заканчивать клинические эксперименты и приступать к строительству новой Церкви по типу Армии Спасения, отшатнулось практически все психоаналитическое сообщество. Отшатнулось, заявив, что "мы хотим прости лечить людей"... Так вот зря отшатнулось: Церкви мы так и не создали, а вот в области лечения нам будут и дальше вставлять палки в колеса, понимая, что на самом деле мы ведь никого не лечим. И зная, что успешно и больно нас можно ударить только здесь, где во имя хлеба насущного мы делаем вид, что являемся не светскими священниками и деятельными "мирянами" (именно так, кстати, переводится слово Laymen, от которого производен Lay-analysis), а терапевтами.

В заключении же хочу повторить последнюю фразу интервью Владыки Иллариона, а точнее – его финальную цитату из Апостола Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе, будут гонимы…».
И не просто повторить, а процитировать это высказывание весьма почитаемого Фрейдом Апостола в контексте третьей главы его второго послания к Тимофею. Тут многое отзывается для человека, настроенного на внимание к состояния своей души:
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен...».

Copyright © Медведев В.А. 2021 Все права защищены
Tags: Календарь, Катехизис психоанализа, Праздники, Прикладной психоанализ, Психоанализ, Фрейд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments