arisot (arisot) wrote,
arisot
arisot

Category:

СТИГМАТЫ ПСИХОАНАЛИЗА



СТИГМАТЫ ПСИХОАНАЛИЗА
Нечто вроде поздравления с юбилеем, полного болезненной ностальгии и радостной надежды

В прошлом году после ремонта и радикального изменения концепции снова открылись двери фрейдовского Музея в Вене, а точнее – Дома Фрейда на Берггассе, 19.
И если раньше это было пространство дидактики – периметр был наполнен стендами с фотографиями, страницами книг и рукописей, а о самом Фрейде напоминали лишь кепка с тростью в прихожей, старый чемодан, да диванчик с парой кресел в комнате ожидания (на них мы сегодня еще присядем), то теперь перед нами – пространство воображения.
Книги и фотографии переместились на небольшие передвижные стенды, а пустые светлые стены стали экранами для проекций нашей общей памяти о подлинном и эталонном психоанализе, о его «первогнезде», которое он вынужденно покинул, но по которому всегда тосковал.
Авторы новой концепции фрейдовского Дома правы – здесь хочется не глазеть и не получать информацию, а просто… Ну да – по возможности просто, тут не нужны изыски и сложности – побыть дома, закрыв глаза и превратив эти светлые и неожиданно маленькие каморки в огромную и доныне расширяющуюся Вселенную психоанализа, порожденную именно здесь взрывным синтезом древнеегипетских, иудейских и античных мифов.

Сегодня у Фрейда юбилей и потому, заглянув без приглашения, по праву старого знакомого, в гости к имениннику, я решил сделать ему детский подарок – да и как иначе можно относиться к человеку, который старше тебя более чем на столетие.
Я зашел в пустую комнату, где когда-то зародилось и жило то чудо, которое мы порою уже обыденно называем «аналитическим процессом», увидел то, что изображено на приложенной к этому тексту фотографии*, прокашлялся, встал на табурет и звонко продекламировал, даже пропел Гимн Любви, попадая в тональность гениальной поэтессы и пронзительной, всегда цепляющей меня за живое, певицы:
Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.
Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера…

И вот снова май, и опять в теплом ветре мы ловим то скрипок плачь, то литавров медь…
А что мы с этого будем иметь – понятно, но уже не важно…
Мы ведь смотрим не вперед, а назад, не вдаль, а вглубь… Он нас так научил…
И даже если под кистью старого маляра эти следы от гвоздя и исчезали из виду на много лет, то мы все равно помнили о том, где он был и зачем…
А то, о чем помнят, то и живет…

На самом деле все ведь так и было.
После бегства Фрейда из Дома, где он прожил без малого полвека, в его квартирах №3 и №4, царил ужас – тут собирали евреев для отправки в концлагеря. А потом, после войны, тут поселились обычные венские обыватели: выбросили весь старый хлам, сделали ремонт, оштукатурили старые стены, побелили потемневшие от сигарного дыма потолки, завезли новую мебель…
Но память о Фрейде и о созданном им Храме психоанализа жила и хранила разрушенное, сделав его более реальным, чем все, что пыталось его из реальности выдавить. Как бы не выглядел в реальности кабинет Фрейда, он так и не стал бывшим: мы всегда помнили каждый его предмет и каждый ракурс: вот тут – рабочее кресло Фрейда с подставкой для ног, слева от него – Кушетка, за нею Печь, стеллаж с фигурками, общающимися с пациентом, и дверь в приемную; перед ним – стеллаж с фигурками, с которыми он сам общался в ходе аналитических сессий, под стеллажом – миска для Жофи, далее – дверь в каморку служанки Паулины (позднее в ней он устроил себе убежище, где «сражался» со своим протезом, стараясь уменьшить причиняемые им боли) и еще одна дверь, через которую пациенты выходили, не встречаясь с теми, кто ожидал на входе; наискосок от рабочего кресла, в противоположном углу – еще пара стеллажей с древностями, а между ними – окно и кресло для отдыха; да мало ли чего там еще – по памяти эту комнату, а точнее – это приалтарное сакральное пространство психоанализа, можно описывать часами. Помнили мы и главный Завет, воплощенный в организации этого пространства: выход из него принципиально не совпадает с входом; иначе тупик, иначе ничего не про-исходит…
Прошло время, и эта память расчистила пространство пока еще пустого Храма, который явно уже перестал быть просто Музеем, хранилищем мертвечины. Здесь появилась жизнь и из нее, из этой памяти, возродились ныне вот эти следы от гвоздей, как незримо, но болезненно, кровоточащие стигматы психоанализа, принесенного здесь в жертву …
Далее, возможно, и сами гвозди встанут на свои места, закрепив старинный ковер над сакральной Кушеткой. И наше изгнание завершится – психоанализ вернется домой.
Как бы намекая на такую возможность Анна Фрейд, узнав об открытии этого музея, распорядилась в 1971 году вернуть в Вену обстановку комнаты ожидания, где фрейдовские пациенты ждали приглашения войти в приемную или в кабинет, а первые психоаналитики по средам обменивались идеями за чашкой кофе и сигарами…
А раз у нас уже есть комната для ожидания, то нам явно есть, чего ожидать.
И значит – у нас есть будущее…
И значит когда-нибудь, в режиме эха на наши вопрошания и призывы, в утешение нашей скорби и на радость нашей надежде, мы снова услышим голос Отца – Создателя нашего мира, который, встав и проводив нас к выходу, чтобы мы не перепутали его со входом, произнесет свою обычную фразу: «Я Вас выслушал… До следующей встречи!». А потом, возможно, добавит, вздохнув: «В моем Храме исцеление производится любовью… И зря вы испугались и сбежали из Дома своего Родителя. Моей любви вы боялись зря, не так я страшно люблю…».

*На фотографии – кусок стены, где крепился ковер, к которому примыкала Кушетка. Директор Музея – Моника Песслер – показывает результат реализации своего замысла: вскрыть спрятанные под штукатуркой следы от гвоздей, на которых этот ковер держался.
Чтобы мы могли, подобно Фоме Неверующему, вложить свои персты в эти явленные нам раны психоанализа.
И убедиться в том, что это не фантазия и не сон. Или точнее – не только сон…

Copyright © Медведев В.А. 2021 Все права защищены
Tags: На злобу дня, Праздники, Психоанализ, Фрейд, в
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments